ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
|
|
|
ДУХОВНЫЕ БОГАТСТВА РОССИИ
Поэтическая
картинная галерея: русская живопись в рифмах
Живопись
– это немая поэзия, а
поэзия
– говорящая живопись.
(Вольтер.)
Замечательные картины русских художников в
стихах современных поэтов обрели голос. Смотрите, слушайте и
наслаждайтесь!
Павел
Федотов. Сватовство майора
Рацея
(Объяснение картины
самого художника)
Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.
Начинается,
Починается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Вот извольте-ко посмотреть:
Вот купецкий дом, –
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
А другое харчевней.
Тут зато один толк,
Что всё взято не в долг,
Как у вас иногда,
Честные господа!
А вот извольте посмотреть:
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец;
Есть что пить и что есть...
Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь
"Не хочу, вишь, зятька с бородою!
И своя борода –
Мне лихая беда.
На улице всякий толкает,
А чуть-чуть под хмельком,
Да пойди-ка пешком вечерком,
Глядь! –
очутишься в будке,
Прометешь потом улицу сутки.
А в густых-то будь зять –
Не посмеют нас взять...
Мне, по крайности, дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь!.."
А жених –
тут как тут, и по чину –
точь-в-точь.
А вот извольте посмотреть,
Как жениха ждут,
Кулебяку несут
И заморские вина первейших сортов
К столу подают.
А вот и самое панское,
Сиречь шампанское,
На подносе на стуле стоит.
А вот извольте посмотреть,
Как в параде весь дом:
Всё с иголочки в нем;
Только хозяйка купца
Не нашла, знать, по головке чепца.
По-старинному –
в сизом платочке.
Остальной же наряд
У француженки взят
Лишь вечор для самой и для дочки.
Дочка в жизнь в первый раз,
Как боярышня у нас,
Ни простуды не боясь,
Ни мужчин не страшась,
Плечи выставила напоказ. –
Шейка чиста,
Да без креста.
Вот извольте посмотреть,
Как в левом углу старуха,
Тугая на ухо,
Хозяйкина сватья, беззубый рот,
К сидельцу пристает:
Для чего, дескать, столько бутылок несет,
В доме ей до всего!
Ей скажи: отчего,
Для чего, кто идет, –
Любопытный народ!
А вот извольте посмотреть,
Как, справа, отставная деревенская пряха,
Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Пришла с докладом:
Жених, мол, изволил пожаловать.
И вот извольте посмотреть,
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком,
Он знаком больше с армяком;
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
Нараспашку принять –
неучтиво.
А извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру места:
"Мужчина чужой!
Ой, срам-то какой!
Никогда с ними я не бывала,
Коль и придут, бывало, –
Мать тотчас на ушко:
"Тебе, девушке, здесь не пристало!"
Век в светличке своей я высокой
Прожила, проспала одинокой;
Кружева лишь плела к полотенцам,
И все в доме меня чтут младенцем!
Гость замолвит, чай, речь...
Ай, ай, ай! –
стыд какой!..
А тут нечем скрыть плеч:
Шарф сквозистый такой –
Всё насквозь, на виду!..
Нет, в светлицу уйду!"
И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка сбирается улететь;
А умная мать
За платье ее хвать!
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, –
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек доберусь!"
Теперь извольте посмотреть:
Разные висят по стенам картины.
Начинаем с середины:
На средине висит
Высокопреосвященный митрополит;
Хозяин христианскую в нем добродетель чтит.
Налево –
Угрешская обитель
И во облацех над нею –
святитель...
Православные, извольте перекреститься,
А немцы,
Иноземцы,
На нашу святыню не глумиться;
Не то –
русский народ
Силой рот вам зажмет.
И вот извольте посмотреть:
По сторонам митрополита –
двое
Наши знаменитые герои:
Один –
батюшка Кутузов,
Что первый открыл пятки у французов,
А Европа сначала
Их не замечала.
Другой
Герой –
Кульнев, которому в славу и честь
Даже у немцев крест железный есть.
И вот извольте посмотреть:
Там же, на правой стороне, –
Елавайский на коне,
Казацкий хлопчик
Французов топчет.
А на правой стене хозяйский портрет
В золоченую раму вдет;
Хоть не его рожа,
Да книжка похожа:
Значит –
грамотный!
И вот извольте посмотреть:
Внизу картины,
Около середины,
Сидит сибирская кошка.
У нее бы не худо немножко
Деревенским барышням поучиться
Почаще мыться:
Кошка рыльце умывает,
Гостя в дом зазывает.
А что, господа, чай устали глаза?
А вот, налево, –
святые образа...
Извольте перекреститься
Да по домам расходиться.
(П. Федотов,
1849)
Смотрины в купеческом доме
Как подтвержденье хозяйских
затей,
В доме купеческой дочки
Кошка весь день «намывает гостей»,
Чистя на лапах носочки.
Вот и настал долгожданный момент –
Знатный жених у порога!
Хоть без букета, но сам, как презент,
Даже напыщен немного.
Ах, от избытка волнений в груди
Кинулась в бегство невеста!
Маменька тянет ее позади
За кринолины на место.
«Надо сюртук застегнуть поскорей! –
Думает папенька нервно. –
Стыд – дворянина держать у дверей!
Бедный заждался, наверно…»
Стол хлебосольный к приему готов.
Нынче весь дом на подносе:
Дочка, закуски различных сортов,
Денежки…
Милости просим!
(Г. Дядина
■)
наверх
▲
Павел Федотов. Вдовушка
1.
Как молода для печальной
вдовы
Милая барышня эта!
Но вместо бального платья, увы,
В горестный траур одета.
Все, что осталось от мужа, – портрет,
Слезы, долги да расходы.
И ни единой опоры ей нет,
Кроме Христа да комода.
Все опечатал казенный сургуч –
Взяли свое кредиторы…
И ни один милосердия луч
В дом не пробился сквозь шторы.
(Г. Дядина
■)
2.
Образ будущей матери создан
в картине...
Умер муж, одинокой осталась жена.
В глубочайшей печали задумчиво стынет
–
На нужду наша вдовушка обречена!
На комод очень бережно облокотилась,
За спиной –
молодого гусара портрет.
А она не поймёт, как же так получилось,
Что покинул супруг навсегда этот свет!..
Всё имущество их отойдёт кредиторам,
Коль в наследство остались ей только долги.
И беспомощно смотрит она: перед взором
Вещи, мебель, посуда –
на всём ярлыки!
Вот в углу, не давая ни капельки света,
Еле теплится перед кроватью свеча,
И осталась на стуле она как примета
Разогрева на ней для вещей сургуча.
Всё почти описали... и только за нею
Незатейливых радостей прежних мирок...
Зритель пред полотном застывает, немея,
–
Мог бы –
вдовушке бедной хоть чем-то помог!..
(И. Есаулков
■)
наверх
▲
Кузьма Петров-Водкин. Скрипка
Скрипку поставил скрипач на окно –
Вдруг на глазах покосилось оно!
А за окном покачнулся весь мир
С тысячей окон из разных квартир.
В сторону скрипки склонились дома,
Словно они от нее без ума.
Даже которые были вдали,
Тоже никак устоять не могли
И, увидав красоты эталон,
Скрипке отвесили низкий поклон.
(Г. Дядина
■)
наверх
▲
Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт
Натюрморт для нас порой
Может сделаться портретом,
Только кто его герой,
Узнаём мы по предметам.
Чай в стакане, два яйца,
Свежесорванный букетик –
Виден дачного жильца
В них бесхитростный портретик.
На столе излишеств нет –
Ни салфетки, ни скатерки…
Может, это скромный дед
В полинявшей гимнастерке?
Тут же спичек коробок…
Вероятно, дед – куряка.
И ласкается у ног
Верный друг его – собака.
Ну, а чайник, весь блестя,
Отразил кошачью морду,
Что прильнула, как дитя,
Ко владельцу натюрморта.
(Г. Дядина
■)
наверх
▲
Кузьма Петров-Водкин.
Купание красного коня
1.
Конь-мечта: упрям, игрив.
Ты из сна явился, что ли?
Проскачу с тобой на воле
По раздолью тучных нив.
Манит свежестью река –
Долгожданная прохлада.
Это нам с конем награда
За работу на лугах.
Солнце брызнуло лучом,
Скакуна залило краской.
Я любуюсь дивной сказкой,
И все беды – нипочем.
(Андрей Карп)
2. ))
кто наливал петрову водки
и оставлял его с конём
коня покрасил едет голый
на нём
(М. Лесникова)
наверх
▲
Константин Коровин. Портрет Т. Любатович
В раме этого портрета –
Рама дачного окна,
Чтобы воздухом и светом
Насладились мы сполна,
Чтобы прелесть юной дамы
Оценили в мелочах –
Каждый бантик, мелкий самый,
Каждый всплеск в ее очах!
Скользких бликов колыханье,
Шевеление теней
Создают эффект дыханья,
Выдают волненье в ней.
Шелестят совсем немножко
Пышных юбок облака,
И красавица с окошка
Строит глазки нам слегка.
(Г. Дядина
■)
наверх
▲
К. Васильев. Гуси-лебеди
Лес зеленый,
Лес былинной древности
Занавес раздвинул
И глазам открыл
Чудную картину
Лебединой верности,
Шорох затаённый,
Взмах шелкОвых крыл,
Шеи изгибаются,
И струёй молочной
Вытянулись перья
Над лесной водой.
Про любовь такую
Темной-темной ночью
Снятся сны красавице,
Девице с косой.
Всей душой желает
Стать супругой верной,
Повенчаться с молодцем,
Так тому и быть,
И любить до гроба,
Свято и безмерно,
Белою лебедушкой
Вкруг него ходить.
Поселилась вечность
В том лесу былинном.
Ни души не видно –
Сколько ни зови,
Лишь кружит над озером
Пара лебединая,
Сквозь тысячелетия
На крылах любви.
(Иволга 2 )
наверх
▲
Марк Шагал. Полёт над городом
1.
Полет
– не
таинство, но жажда
Достичь вершины наших чувств,
–
Открыли мы с тобой однажды,
Соединив дыханье уст.
И спутались координаты,
И краски поменяли цвет,
Перемешались сны и даты,
Реальность, звуки, тьма и свет.
Упруго распрямив колени,
Свободно воспарили ввысь.
И две стремительные тени
Вдогонку по земле неслись.
И заскользили невесомо
Вдоль полусферы тишины,
Похожие на хромосому
С названием коротким – мы.
Вот Ваши туфли на застежках,
–
Оставим трость и ридикюль.
Предпочитаете в окошко?..
Прогулка.
Витебск.
Мы.
Июль.
(http://www.obshelit.ru/works/227616)
2.
И чудо Господь сотворил,
Послав два незримых крыла:
Мужчина над городом плыл,
С ним женщина рядом плыла.
Никто не смотрел в небеса.
Ничей не заметил их взор…
Лишь тупо смотрела коза
На новый зелёный забор.
Всё было похоже на сон,
На два удивительных сна.
Крутилась земля колесом,
А в небе царила весна.
С тех пор пролетел целый век…
Земные закончив дела,
Давно улетел человек,
И женщина с ним уплыла.
Весною пусты небеса.
Закрыты дома на запор.
Не видно людей. И коза,
Наверное, съела забор.
(А. Усачев)
3.
Муза художника Марка Шагала
Кверху ногами по небу шагала,
Острыми шпильками цокала гулко
И наслаждалась чудесной прогулкой.
Как невесомую, нежную тучку
Музу держал живописец за ручку,
Топал за нею по крыше отвесной
И наслаждался прогулкой чудесной.
(Г. Дядина
■)
4.
Висишь себе над городом, над садом,
Над частоколом кривенькой ограды,
Над вечно зеленеющим козлом…
Под крылышком, под сердцем, под ребром.
Летишь с любимым без часов и карты
Достаточно, что вы вдвоем крылаты.
И остроносым кончиком туфли
Царапнешь бок оставленной земли.
Безвременье, подколотое к небу
С изнанки быль, снаружи скажут
– небыль
…На город выпал прошлогодний сон
О том, как мы летали
– я и он…
(А. Арканина
■)
наверх
▲
|
РЕКЛАМА |
|
|