ОБУЧАЮЩИЕ ЗАГАДКИ
|
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИХИ
Нотная
грамота
Музыкальные
инструменты
Частушки
«Мы - народные таланты»
Путешествие по звукам
То и дело лезут в душу:
"Эй, ты, уши надеру!"
"Ты, приятель, видно, уши
Мыл компотом поутру!"
Или
"Вам надули в уши!"
Или
"Уши навострил!"
Или "Мишка неуклюжий
Вам на ухо наступил!"
Что за "Ушки на макушке"?
А "ушастик"? А "лопух"?
Эти шутки-говорушки
Услаждать не могут слух.
Прочь
– ушей
загроможденья!
Уши очень нам нужны,
Потому что мы с рожденья
Звуками окружены…
Каждый звук
– кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
В звуках
–вся моя квартира,
В звуках
– тысячи квартир.
В звуках
– улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю
В звуках
– Он! Оно! Она!
Звуки в радости и в скуке,
Звуки
– свет и звуки
– тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день…
(С. Олексяк)
Нотная азбука
Ноты гаммы составляют,
Если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают,
Если в музыке звучат.
И, как буквы в предложеньи,
Ноты
– музыки прочтенье.
А всего-то их
–
семь штук.
И у каждой
– сольный звук.
Только сколько комбинаций,
Музыкальных вариаций
Память нотная хранит!
Нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит,
В музыкальный мир манит.
* * *
Ноты у меня спроси
–
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
(Е.
Загорученко)
ДО РЕ МИ Музыкальная школа
Нам школа
– как птенцам
гнездо. ДО!
И музыкант
– всегда в игре. РЕ!
Останемся всю жизнь детьми. МИ!
Легко звучит стихов строфа. ФА!
Поправит ноту пусть бемоль. СОЛЬ!
И помнят нас учителя. ЛЯ!
Спасибо! Сенкью! Гран мерси! СИ!
Привет, родимое гнездо! ДО!
(Педсовет
■)
Октава
ДО на черточке короткой
Ниже всех сидит сироткой.
РЕ под первой линией,
Жмется к ней, как кошка.
МИ сидит на линии,
ФА гладит в окошко,
СОЛЬ опять на линии,
ЛЯ в окошке снова,
СИ на третьей линии
Песни петь готово,
ДО в окошке справа,
Вот и вся ОКТАВА!
(Р. Алдонина
■)
Ноты
ДО – Дом убирает и охраняет,
РЕ – на Речке весь день пропадает,
МИ – Миндаль в саду собирает,
ФА – Фасолью Фасад украшает,
СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает,
ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне,
СИ – Сидит целый день на диване,
ДО – в Домике весело нотам живётся –
Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся.
Нотная песенка
Зазвучали ноты ми, ре:
"Засыпайте, люди, в ми-ре".
А за ними следом до, ре:
"Пусть исчезнет в мире го-ре"
А потом все вместе
– до, ре, ми:
"Пусть все люди будут доб-ры-ми!"
Подхватили песенку фа и соль:
"Звездочки рассыпаны, как фа-соль".
"А над ними кружится Зем-ля",
–
Дружно подтянули си и ля.
Замигал троллейбус фа-ра-ми
–
Отозвались ноты: фа, ре, ми...
(Е. Григорьева)
Нотки
заболели
Жили в стареньком
рояле
Семь весёлых звонких нот.
Распевали целый год,
Но однажды захворали.
Захрипела нота «МИ»,
Стала ссориться с людьми.
Не своими голосами
Затянули «ФА» и «СОЛЬ»,
«РЕ» играть не стала с нами –
У неё зубная боль.
«ЛЯ» притихла, замолчала,
«ДО» ужасно застонала,
«СИ» запела петухом –
Растревожила весь дом.
Что нам делать, мы не знали,
Нам сестричек было жаль.
Мы настройщика позвали,
Чтобы вылечить рояль.
(Е. Раннева)
ДО-РЕ-МИнорная
колыбельная
ДОлина сказок перед нами:
РЕка, кораблик с парусами.
МИнут волшебных череда...
ФАсоль цветёт и череда.
СОЛЬпуги вяжут сети там,
ЛЯгушек пенье, птичий гам.
СИреною мычит бычок,
ДОмой с лужка пришёл, прилёг.
ДОплёлся пёс, он дому рад.
СИрени сладкий аромат.
ЛЯгнул во сне копытом конь.
СОЛЬ спит в солонке, их не тронь.
ФАгот вздохнул, он спать не хочет.
МИнорный тон у песни ночи.
РЕсниц дрожанье милой дочки...
ДО завтра! Будем ждать рассвета.
ДОжди всё льют..."Приди к нам, лето".
РЕшил продолжить песню эту.
МИнует ночь...Споёт петух...
ДО встречи, детки, свет потух.
(Лира Ликбеза
■)
Нотные лимерики
Композитор-эстет из Бордо
Сочинял на одной ноте ДО.
"Нота ДО
– бесподобна",
–
Объяснял он подробно
До своих выступлений в Бордо.
Композитор французский Форе
Относился с презрением к РЕ.
"Эта РЕ, чёрт возьми,
Даже хуже, чем ми!",
–
Объяснял он Гюставу Доре.
Начинающий бас из Перми
Неминуемо пел мимо МИ,
Объясняя, что ноты
На высоких широтах
Высоту изменяют в Перми.
По ночам подо мною софа
Поначалу скрипела на ФА,
Но прибавил я вес,
И теперь фа-диез
Издаёт подо мною софа.
Пианист-дилетант вместо СОЛЬ
Постоянно играл ля-бемоль.
Объясняя: "Она
Для здоровья вредна,
На диете я, в этом вся соль!"
Валторнист на одной ноте ЛЯ
У альтистки просил три рубля.
Но, сыгравши на альте,
Та, своим контральто
Отвечала: "Не надо ля-ля!"
Император в своём Сан-Суси
Фаворитом считал ноту СИ.
Сочинять в си миноре
Для оркестра и хора
Подлиннее он Баха просил.
(А. Монвиж-Монтвид)
Минорный концерт
Целый день сегодня киса –
И певица, и актриса:
Тянет жалобные нотки,
Наша слёзная красотка.
Издавая "До-ре-ми",
Словно молвит: "Покор-МИ!"
Тянет мастерски "Фа-соль",
Продолжая грустно роль.
Накормили... И не раз,
Но опять поёт для нас;
Напоили... Но опять
Стала слёзно распевать...
Тут пропел папуля:"ФА!
Х-ФА-ФА-А-А-тит* – кругом голова!"
Голос кошкин сразу смолк...
Папа знает в нотках толк.
Киса спряталась, молчит –
Испугался аппетит!
Чтоб звучал всегда мажор,
В доме нужен дирижёр.
(*Х-ФА-ФА-А-А-тит – хватит.)
(Н. Самоний
■)
Бекар
Вот бекар – знак непростой:
музыкальный постовой.
За порядком наблюдает,
эти знаки отменяет.
Бемоль
Что за знак написан тут?
Для чего он, как зовут?
–
Звать меня бемоль, друзья.
Понижаю ноту я.
–
А скажи, на сколько?
–
На полтона только.
Диез
Ну, а это что за знак?
Чем усердно занят так?
–
Я диез, Бемоля брат.
Сообщить вам очень рад
Про свою работу –
повышаю ноту.
–
А скажи, насколько?
–
На полтона только.
Динамические оттенки
Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень ТИХО всегда он ходил.
ГРОМКО, настойчиво кушать просил,
Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами с мышами он бой.
ГРОМКО крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши ТИХО взмолились:
–
Ой, пожалей, пощади, сделай
милость!
Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!»
–
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время,
Когда наш кот Василий спал, происходило вот что.
Мыши ТИХО вышли из норки,
ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,
А потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся,
ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера ГРОМКО над ним потешались.
(Е. Королёва)
Ритм
Слушай, слушай, различай
звук короткий и протяжный,
Чувство ритма развивай,
это очень, очень важно!
Всё вокруг для нас привычно,
каждый звук для нас не нов.
Но послушай, как ритмично
ходит маятник часов:
Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Вот суворовцы шагают
по широкой мостовой,
Маршировке помогает
барабанный чёткий бой.
Ждёт их доблесть, ждёт их слава
и глядит на них Москва,
Левой…Правой…Левой…Правой…
Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз,
два!
(Н. Кончаловская)
Регистр
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
тот же голос, что у нас.
(Н. Кончаловская)
Скрипичный ключ
Нотный стан тут на замке.
Ключ – у ноты «соль» в руке.
От замков ключи различны,
у неё же – «Ключ скрипичный».
Это ключ - совсем особый –
открывает нотный стан,
Приглашает всех садиться
аккуратно по местам.
Скрипичный ключ
Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,
И на каждой линии написаны значки.
А в начале строчки – знак необычный.
В музыке все знают – это ключ скрипичный.
Командир, скрипичный ключ,
всеми управляет,
Потому и ноты ключ этот уважают.
Скрипичный ключ
Только скажет нотам он: «Быстро стройтесь в ряд!»
И бегут к нему все ноты и встают подряд.
Ключ скрипичный ноты строит по порядку тесно,
Тот, кто их потом споёт, тот получит песню.
Голос
Голос – это самый тонкий
Музыкальный инструмент,
Самый сложный, самый звонкий,
Ярче самых ярких лент!
Он и хрупкий, словно волос,
Он и сильный, как тайфун,
Сам в себе имеет голос
Миллион незримых струн!
В нем так много разных клавиш,
Молоточков и колков,
Что себе и не представишь,
До скончания веков!
От природы у кого-то
Он волшебный, золотой,
Но тяжелая работа –
Ведать этой красотой.
(Г. Дядина
■)
Тенор
Во вселенной есть Земля,
И поют там: «тру-ля-ля».
Чей-то тенор на планете
Распевает : «тру-ля-ля»
На Земле большой и древней
Есть обычная деревня.
Чей-то тенор в той деревне
Распевает : «тру-ля-ля»
А в деревне есть Андрейка,
У него есть канарейка.
И Андрейка с канарейкой
Распевают: «тру-ля-ля»
Баритон
Я видел, как плывет питон,
Как в булочной лежит батон.
Но я не видел «баритон»
И что такое «баритон»?
Увы! Его нельзя потрогать,
увидеть, выменять и сцапать,
И даже самый острый коготь
Его не может поцарапать.
Зато его услышать можно,
Услышать баритон не сложно.
Спроси у папы про работу,
А если хочешь – про охоту,
А можно даже про погоду,
И слушай, как ответит он,
Ведь папин голос – баритон.
Бас
Пароход гудит, дымит,
Океан штормит, шумит,
Получается дуэт
Заявляю, как поэт.
Если скажет капитан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.
Если скажет океан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.
Сопрано
Я лежал и видел сон,
Вдруг куда-то делся он.
Я проснулся в пять часов
Из-за диких голосов.
Да-а-а,
У кошек слишком рано
Прорезается сопрано.
ВЕРНУТЬСЯ НА
СОДЕРЖАНИЕ |
ОБУЧАЮЩИЕ СТИХИ
|