Методическая копилка

учителя, воспитателя, родителя

Начальная школа

Обучающие и развивающие стихи

Начальная школа

 

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАГАДКИ

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИХИ

Нотная грамота

Музыкальные инструменты

Частушки «Мы - народные таланты»

 

 

Путешествие по звукам 

 

То и дело лезут в душу:
"Эй, ты, уши надеру!"
"Ты, приятель, видно, уши
Мыл компотом поутру!"
Или
"Вам надули в уши!"
Или
"Уши навострил!"
Или "Мишка неуклюжий
Вам на ухо наступил!"
Что за "Ушки на макушке"?
А "ушастик"? А "лопух"?
Эти шутки-говорушки
Услаждать не могут слух.
Прочь
ушей загроможденья!
Уши очень нам нужны,
Потому что мы с рожденья
Звуками окружены…
Каждый звук
кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
В звуках
вся моя квартира,
В звуках
тысячи квартир.
В звуках
улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю
В звуках
Он! Оно! Она!
Звуки в радости и в скуке,
Звуки
свет и звуки тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день…

(С. Олексяк)

 

 

Нотная азбука

Ноты гаммы составляют,
Если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают,
Если в музыке звучат.
И, как буквы в предложеньи,
Ноты
музыки прочтенье.
А всего-то их
семь штук.
И у каждой
сольный звук.
Только сколько комбинаций,
Музыкальных вариаций
Память нотная хранит!
Нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит,
В музыкальный мир манит.
* * *
Ноты у меня спроси

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

(Е. Загорученко)

ДО РЕ МИ Музыкальная школа 


Нам школа
как птенцам гнездо. ДО!
И музыкант
всегда в игре. РЕ!
Останемся всю жизнь детьми. МИ!
Легко звучит стихов строфа. ФА!
Поправит ноту пусть бемоль. СОЛЬ!
И помнят нас учителя. ЛЯ!
Спасибо! Сенкью! Гран мерси! СИ!
Привет, родимое гнездо! ДО!
(Педсовет
)

Октава


ДО на черточке короткой
Ниже всех сидит сироткой.
РЕ под первой линией,
Жмется к ней, как кошка.
МИ сидит на линии,
ФА гладит в окошко,
СОЛЬ опять на линии,
ЛЯ в окошке снова,
СИ на третьей линии
Песни петь готово,
ДО в окошке справа,
Вот и вся ОКТАВА!
(Р. Алдонина
)

 

Ноты

ДО – Дом убирает и охраняет,
РЕ – на Речке весь день пропадает,
МИ – Миндаль в саду собирает,
ФА – Фасолью Фасад украшает,
СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает,
ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне,
СИ – Сидит целый день на диване,
ДО – в Домике весело нотам живётся –
Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся.

 

Нотная песенка

 

Зазвучали ноты ми, ре:
"Засыпайте, люди, в ми-ре".

А за ними следом до, ре:
"Пусть исчезнет в мире го-ре"

А потом все вместе
до, ре, ми:
"Пусть все люди будут доб-ры-ми!"

Подхватили песенку фа и соль:
"Звездочки рассыпаны, как фа-соль".

"А над ними кружится Зем-ля",

Дружно подтянули си и ля.

Замигал троллейбус фа-ра-ми

Отозвались ноты: фа, ре, ми...

(Е. Григорьева)

 

 Нотки заболели

 

Жили в стареньком рояле
Семь весёлых звонких нот.
Распевали целый год,
Но однажды захворали.

Захрипела нота «МИ»,
Стала ссориться с людьми.
Не своими голосами
Затянули «ФА» и «СОЛЬ»,

«РЕ» играть не стала с нами –
У неё зубная боль.
«ЛЯ» притихла, замолчала,
«ДО» ужасно застонала,
«СИ» запела петухом –
Растревожила весь дом.

Что нам делать, мы не знали,
Нам сестричек было жаль.
Мы настройщика позвали,
Чтобы вылечить рояль.

(Е. Раннева)

 

ДО-РЕ-МИнорная колыбельная 

ДОлина сказок перед нами:
РЕка, кораблик с парусами.
МИнут волшебных череда...
ФАсоль цветёт и череда.
СОЛЬпуги вяжут сети там,
ЛЯгушек пенье, птичий гам.
СИреною мычит бычок,
ДОмой с лужка пришёл, прилёг.

ДОплёлся пёс, он дому рад.
СИрени сладкий аромат.
ЛЯгнул во сне копытом конь.
СОЛЬ спит в солонке, их не тронь.
ФАгот вздохнул, он спать не хочет.
МИнорный тон у песни ночи.
РЕсниц дрожанье милой дочки...
ДО завтра! Будем ждать рассвета.

ДОжди всё льют..."Приди к нам, лето".
РЕшил продолжить песню эту.
МИнует ночь...Споёт петух...
ДО встречи, детки, свет потух.

(Лира Ликбеза )
 

Нотные лимерики 

Композитор-эстет из Бордо
Сочинял на одной ноте ДО.
"Нота ДО
бесподобна",
Объяснял он подробно
До своих выступлений в Бордо.

Композитор французский Форе
Относился с презрением к РЕ.
"Эта РЕ, чёрт возьми,
Даже хуже, чем ми!",

Объяснял он Гюставу Доре.

Начинающий бас из Перми
Неминуемо пел мимо МИ,
Объясняя, что ноты
На высоких широтах
Высоту изменяют в Перми.

По ночам подо мною софа
Поначалу скрипела на ФА,
Но прибавил я вес,
И теперь фа-диез
Издаёт подо мною софа.

Пианист-дилетант вместо СОЛЬ
Постоянно играл ля-бемоль.
Объясняя: "Она
Для здоровья вредна,
На диете я, в этом вся соль!"

Валторнист на одной ноте ЛЯ
У альтистки просил три рубля.
Но, сыгравши на альте,
Та, своим контральто
Отвечала: "Не надо ля-ля!"

Император в своём Сан-Суси
Фаворитом считал ноту СИ.
Сочинять в си миноре
Для оркестра и хора
Подлиннее он Баха просил.
(А. Монвиж-Монтвид)

 

Минорный концерт

Целый день сегодня киса –
И певица, и актриса:
Тянет жалобные нотки,
Наша слёзная красотка.

Издавая "До-ре-ми",
Словно молвит: "Покор-МИ!"
Тянет мастерски "Фа-соль",
Продолжая грустно роль.

Накормили... И не раз,
Но опять поёт для нас;
Напоили... Но опять
Стала слёзно распевать...

Тут пропел папуля:"ФА!
Х-ФА-ФА-А-А-тит* – кругом голова!"
Голос кошкин сразу смолк...
Папа знает в нотках толк.

Киса спряталась, молчит –
Испугался аппетит!
Чтоб звучал всегда мажор,
В доме нужен дирижёр.
(*Х-ФА-ФА-А-А-тит – хватит.)

(Н. Самоний )
 

Бекар

Вот бекар – знак непростой:

музыкальный постовой.
За порядком наблюдает,

эти знаки отменяет.

Бемоль


Что за знак написан тут?

Для чего он, как зовут?
Звать меня бемоль, друзья.

Понижаю ноту я.
А скажи, на сколько?

На полтона только.

 

Диез

Ну, а это что за знак?

Чем усердно занят так?
Я диез, Бемоля брат.

Сообщить вам очень рад
Про свою работу –

повышаю ноту.
А скажи, насколько?

На полтона только.
 

Динамические оттенки 

Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень ТИХО всегда он ходил.
ГРОМКО, настойчиво кушать просил,
Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами с мышами он бой.
ГРОМКО крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши ТИХО взмолились:
Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время,
Когда наш кот Василий спал, происходило вот что.
Мыши ТИХО вышли из норки,
ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,
А потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся,
ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера ГРОМКО над ним потешались.
(Е. Королёва)
 

Ритм 

Слушай, слушай, различай

звук короткий и протяжный,
Чувство ритма развивай,

это очень, очень важно!

Всё вокруг для нас привычно,

каждый звук для нас не нов.
Но послушай, как ритмично

ходит маятник часов:
Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!
 

Вот суворовцы шагают

по широкой мостовой,
Маршировке помогает

барабанный чёткий бой.

Ждёт их доблесть, ждёт их слава

и глядит на них Москва,
Левой…Правой…Левой…Правой…

Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два!
(Н. Кончаловская)

Регистр 


У рояля много клавиш!

Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,

будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,

будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз

тот же голос, что у нас.
(Н. Кончаловская)

Скрипичный ключ 


Нотный стан тут на замке.

Ключ – у ноты «соль» в руке.
От замков ключи различны,

у неё же – «Ключ скрипичный».
Это ключ - совсем особый –

открывает нотный стан,
Приглашает всех садиться

аккуратно по местам.

Скрипичный ключ 


Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,
И на каждой линии написаны значки.
А в начале строчки – знак необычный.
В музыке все знают – это ключ скрипичный.
Командир, скрипичный ключ, всеми управляет,
Потому и ноты ключ этот уважают.

Скрипичный ключ 


Только скажет нотам он: «Быстро стройтесь в ряд!»
И бегут к нему все ноты и встают подряд.
Ключ скрипичный ноты строит по порядку тесно,
Тот, кто их потом споёт, тот получит песню.

Голос 


Голос – это самый тонкий
Музыкальный инструмент,
Самый сложный, самый звонкий,
Ярче самых ярких лент!

Он и хрупкий, словно волос,
Он и сильный, как тайфун,
Сам в себе имеет голос
Миллион незримых струн!

В нем так много разных клавиш,
Молоточков и колков,
Что себе и не представишь,
До скончания веков!

От природы у кого-то
Он волшебный, золотой,
Но тяжелая работа –
Ведать этой красотой.

(Г. Дядина )

 

Тенор 


Во вселенной есть Земля,
И поют там: «тру-ля-ля».
Чей-то тенор на планете
Распевает : «тру-ля-ля»
На Земле большой и древней
Есть обычная деревня.
Чей-то тенор в той деревне
Распевает : «тру-ля-ля»
А в деревне есть Андрейка,
У него есть канарейка.
И Андрейка с канарейкой
Распевают: «тру-ля-ля»

Баритон
 


Я видел, как плывет питон,
Как в булочной лежит батон.
Но я не видел «баритон»
И что такое «баритон»?
Увы! Его нельзя потрогать,
увидеть, выменять и сцапать,
И даже самый острый коготь
Его не может поцарапать.
Зато его услышать можно,
Услышать баритон не сложно.
Спроси у папы про работу,
А если хочешь – про охоту,
А можно даже про погоду,
И слушай, как ответит он,
Ведь папин голос – баритон.

Бас
 


Пароход гудит, дымит,
Океан штормит, шумит,
Получается дуэт
Заявляю, как поэт.
Если скажет капитан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.
Если скажет океан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.

Сопрано
 


Я лежал и видел сон,
Вдруг куда-то делся он.
Я проснулся в пять часов
Из-за диких голосов.
Да-а-а,
У кошек слишком рано
Прорезается сопрано.

 

ВЕРНУТЬСЯ НА СОДЕРЖАНИЕ

    

ОБУЧАЮЩИЕ СТИХИ

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс цитирования

 

Внимание!!! 

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна

Использование материалов сайта в книжных изданиях только с разрешения автора сайта.

 

E-mail: iduvaid@yandex.ru

© 2006-2023 Методическая копилка от Агеевой И.Д.