Методическая копилка

учителя, воспитателя, родителя

   

 

 

 

 

Начальная школа

Обучающие и развивающие стихи

Начальная школа

 

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАГАДКИ

 

 

Главная >> Занимательное языкознание >> Грамматические стихи

 

Грамматические стихи

 

Правильное ударение

Запоминалки

Секреты букв

Состав слова (морфемный разбор)

Части речи

Падежи

Веселая этимология

Многозначные слова

Антонимы

Знаки препинания

Крылатые фразы

ЧАСТИ РЕЧИ

 

Имя Существительное

Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
(Н. Анишина)

 

Песенка про существительное


Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты

Называются ПРЕДМЕТЫ.
 

Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
 

Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
 

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
 

Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
 

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
 

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
 

Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
 

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
 

Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
 

Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
 

Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас
ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

(Т. Рик)
 

Июль в именах существительных

Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.
Стрекозы. Небо. Птица. Синь.
Дорога. Солнце. Ветер. Даль.
Миг. Трепет. Облако. Печаль.
(А. Абалихин)

 

Урок русского языка

(Род имени существительного)

Я после школы выполнял
Задание своё:
Вот стол – он мой, тетрадь – моя,
Пальто – оно моё.

Три рода: женский и мужской,
А также средний род.
Открыт учебник на столе,
Тетрадь в линейку ждёт.

И, осторожно взяв тетрадь,
В ней гордо вывел я:
Мир – мой и солнышко – моё,
Земля – она моя.

(Л. Слуцкая)
 

Глагол

А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
(Н. Анишина)

(Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.)

 

Глаголы-помощники

 

Под корягой гриб стоял.

На ветру листок плясал.

На цветке пчела сидела,

А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях,

Спали бабочки на пнях.

Пил жучок с листка росу

Жарким днём в густом лесу.

Всё летало, спало, пело

И по делу, и без дела.

Птица, бабочки, листок

Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом

Помогали им глаголы.

(Л. Яхнин)

(Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.)

 

Я учу глаголы

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:

«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю!..

Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…

Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…

Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!

– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
(Воскобойников)

 

Бутерброд и предлоги

Что такое бутерброд?
Это — НА,
И это — ПОД.
Что кладется сверху — НА.
Масло, рыба, ветчина,
Огурец, икра и сыр
И кусочек колбасы.
Только хлеб кладется ПОД —
И выходит бутерброд.
(А. Усачев)
 

Автор междометия

Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ до рассвета.
Значит, видимо, он,
Позабывши про сон,
Изобрёл междометие это.
(О. Сердобольский)

 

Междометия

Очень трудно жить на свете,
Не усвоив междометья.

Коль заблудишься в лесу –
Закричишь: Ау-ау!

Обуял внезапно страх –
Вырвалось невольно: – Ах!

Удаляли зуб больной –
Застонал от боли: – Ой!

Если друг подвёл при всех –
Ты ему с упрёком: –Эх!

Матч на первенство двора –
Побеждаем мы: – Ура!

Чипсы съел – до одного –
Удивляясь сам: – Ого!

Анекдоты не новы –
С огорчением: – Увы.

Мчался быстро, во весь дух
И устал, конечно: – Ух!

Так что? Легче жить на свете,
Если знаешь междометья?

На вопрос такой всегда
Мы теперь ответим: Да!

Может быть другим ответ?
Скажем мы: – Конечно, нет!

(Л. Ивановна )
 

Весёлая грамматика

Существительноешкола,
Просыпается
глагол.
С
прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали мы
местоименье,
Бьёт
числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы
наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас
частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!

А потом у тёплой печи
Повторяем
части речи!
(О. Высоцкая)

 

НЕ

Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомёк, что это гоже.
А на улицах всё тоже:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно,
Обругать вас могут щадно.
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя.
Вот такие все там вежды.
Что касается одежды –
Очень ряшлива, приглядна,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».

Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.
(Е. Ефимовский)

 

Вверх

ПАДЕЖИ

 

Именительный падеж

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.

 

Именительный


Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?)
ватрушка!
На заборе спит (кто?)
старушка!
С неба к нам летит (что?)
игрушка!
Соловьем свистит (кто?)
подружка!
На сосне сопит (кто?)
хрюшка!
Рассказала все (кто?)
врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!
 

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.

(Т. Рик)

 

Родительный удивительный

Самый удивительный
Из всех – падеж родительный.
Сказать мне не хотите ли,
Причём же здесь родители?

Вопросы: Нет кого, чего?
А у меня нет брата
И хомяков – ни одного...
Всё мама виновата!

(Л. Слуцкая)

 

Дательный падеж


Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!


А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.


А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону
!
 

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!

(Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.

Винительный


"Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!"
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я... летать!


Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.


Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
 

Вижу реку, вижу сад
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!


Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке...
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.

(Т. Рик)
 

Творительный падеж


Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
 

Что там долго говорить.
Вот решился я... творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
 

Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!


Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.


Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.


Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
 

Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.

(Т. Рик)
 

Предложный падеж


На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!


Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.


Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
 

Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе...
Ой, мечтаю я уже ...
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

(Т. Рик)

 

Падежи


Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного...
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

(Фрида Полак)
 

Свинья в полынье (склонение)

Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.

Плюх!.. Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.

Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье.

Сами - чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью!..

Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
(Т. Хоботов)

 

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

(Н. Ключкина )

 

Вверх

      

ОБУЧАЮЩИЕ СТИХИ

 

 

 

 

Яндекс цитирования
 

Внимание!!! 

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна

Использование материалов сайта в книжных изданиях только с разрешения автора сайта.

 

 

E-mail: iduvaid@yandex.ru

© 2006-2020 Методическая копилка от Агеевой И.Д.