Методическая копилка

учителя, воспитателя, родителя

Познавательные викторины о культуре России 

   

Для уроков

Обучающие стихи

Для праздников

 

 

 

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАГАДКИ

 

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ

 

ПОЛЕЗНО,  АКТУАЛЬНО

 

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

 

    

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИХИ

Нотная грамота

Музыкальные инструменты

Частушки «Мы - народные таланты»

 

 

Путешествие по звукам 

 

То и дело лезут в душу:
"Эй, ты, уши надеру!"
"Ты, приятель, видно, уши
Мыл компотом поутру!"
Или
"Вам надули в уши!"
Или
"Уши навострил!"
Или "Мишка неуклюжий
Вам на ухо наступил!"
Что за "Ушки на макушке"?
А "ушастик"? А "лопух"?
Эти шутки-говорушки
Услаждать не могут слух.
Прочь
ушей загроможденья!
Уши очень нам нужны,
Потому что мы с рожденья
Звуками окружены…
Каждый звук
кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
В звуках
вся моя квартира,
В звуках
тысячи квартир.
В звуках
улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю
В звуках
Он! Оно! Она!
Звуки в радости и в скуке,
Звуки
свет и звуки тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день…

(С. Олексяк)

 

 

Нотная азбука

Ноты гаммы составляют,
Если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают,
Если в музыке звучат.
И, как буквы в предложеньи,
Ноты
музыки прочтенье.
А всего-то их
семь штук.
И у каждой
сольный звук.
Только сколько комбинаций,
Музыкальных вариаций
Память нотная хранит!
Нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит,
В музыкальный мир манит.
* * *
Ноты у меня спроси

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

(Е. Загорученко)

ДО РЕ МИ Музыкальная школа 


Нам школа
как птенцам гнездо. ДО!
И музыкант
всегда в игре. РЕ!
Останемся всю жизнь детьми. МИ!
Легко звучит стихов строфа. ФА!
Поправит ноту пусть бемоль. СОЛЬ!
И помнят нас учителя. ЛЯ!
Спасибо! Сенкью! Гран мерси! СИ!
Привет, родимое гнездо! ДО!
(Педсовет
)

Октава


ДО на черточке короткой
Ниже всех сидит сироткой.
РЕ под первой линией,
Жмется к ней, как кошка.
МИ сидит на линии,
ФА гладит в окошко,
СОЛЬ опять на линии,
ЛЯ в окошке снова,
СИ на третьей линии
Песни петь готово,
ДО в окошке справа,
Вот и вся ОКТАВА!
(Р. Алдонина
)

 

Ноты

ДО – Дом убирает и охраняет,
РЕ – на Речке весь день пропадает,
МИ – Миндаль в саду собирает,
ФА – Фасолью Фасад украшает,
СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает,
ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне,
СИ – Сидит целый день на диване,
ДО – в Домике весело нотам живётся –
Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся.

 

Нотная песенка

 

Зазвучали ноты ми, ре:
"Засыпайте, люди, в ми-ре".

А за ними следом до, ре:
"Пусть исчезнет в мире го-ре"

А потом все вместе
до, ре, ми:
"Пусть все люди будут доб-ры-ми!"

Подхватили песенку фа и соль:
"Звездочки рассыпаны, как фа-соль".

"А над ними кружится Зем-ля",

Дружно подтянули си и ля.

Замигал троллейбус фа-ра-ми

Отозвались ноты: фа, ре, ми...

(Е. Григорьева)

 

 Нотки заболели

 

Жили в стареньком рояле
Семь весёлых звонких нот.
Распевали целый год,
Но однажды захворали.

Захрипела нота «МИ»,
Стала ссориться с людьми.
Не своими голосами
Затянули «ФА» и «СОЛЬ»,

«РЕ» играть не стала с нами –
У неё зубная боль.
«ЛЯ» притихла, замолчала,
«ДО» ужасно застонала,
«СИ» запела петухом –
Растревожила весь дом.

Что нам делать, мы не знали,
Нам сестричек было жаль.
Мы настройщика позвали,
Чтобы вылечить рояль.

(Е. Раннева)

 

ДО-РЕ-МИнорная колыбельная 

ДОлина сказок перед нами:
РЕка, кораблик с парусами.
МИнут волшебных череда...
ФАсоль цветёт и череда.
СОЛЬпуги вяжут сети там,
ЛЯгушек пенье, птичий гам.
СИреною мычит бычок,
ДОмой с лужка пришёл, прилёг.

ДОплёлся пёс, он дому рад.
СИрени сладкий аромат.
ЛЯгнул во сне копытом конь.
СОЛЬ спит в солонке, их не тронь.
ФАгот вздохнул, он спать не хочет.
МИнорный тон у песни ночи.
РЕсниц дрожанье милой дочки...
ДО завтра! Будем ждать рассвета.

ДОжди всё льют..."Приди к нам, лето".
РЕшил продолжить песню эту.
МИнует ночь...Споёт петух...
ДО встречи, детки, свет потух.

(Лира Ликбеза )
 

Нотные лимерики 

Композитор-эстет из Бордо
Сочинял на одной ноте ДО.
"Нота ДО
бесподобна",
Объяснял он подробно
До своих выступлений в Бордо.

Композитор французский Форе
Относился с презрением к РЕ.
"Эта РЕ, чёрт возьми,
Даже хуже, чем ми!",

Объяснял он Гюставу Доре.

Начинающий бас из Перми
Неминуемо пел мимо МИ,
Объясняя, что ноты
На высоких широтах
Высоту изменяют в Перми.

По ночам подо мною софа
Поначалу скрипела на ФА,
Но прибавил я вес,
И теперь фа-диез
Издаёт подо мною софа.

Пианист-дилетант вместо СОЛЬ
Постоянно играл ля-бемоль.
Объясняя: "Она
Для здоровья вредна,
На диете я, в этом вся соль!"

Валторнист на одной ноте ЛЯ
У альтистки просил три рубля.
Но, сыгравши на альте,
Та, своим контральто
Отвечала: "Не надо ля-ля!"

Император в своём Сан-Суси
Фаворитом считал ноту СИ.
Сочинять в си миноре
Для оркестра и хора
Подлиннее он Баха просил.
(А. Монвиж-Монтвид)

 

Минорный концерт

Целый день сегодня киса –
И певица, и актриса:
Тянет жалобные нотки,
Наша слёзная красотка.

Издавая "До-ре-ми",
Словно молвит: "Покор-МИ!"
Тянет мастерски "Фа-соль",
Продолжая грустно роль.

Накормили... И не раз,
Но опять поёт для нас;
Напоили... Но опять
Стала слёзно распевать...

Тут пропел папуля:"ФА!
Х-ФА-ФА-А-А-тит* – кругом голова!"
Голос кошкин сразу смолк...
Папа знает в нотках толк.

Киса спряталась, молчит –
Испугался аппетит!
Чтоб звучал всегда мажор,
В доме нужен дирижёр.
(*Х-ФА-ФА-А-А-тит – хватит.)

(Н. Самоний )
 

Бекар

Вот бекар – знак непростой:

музыкальный постовой.
За порядком наблюдает,

эти знаки отменяет.

Бемоль


Что за знак написан тут?

Для чего он, как зовут?
Звать меня бемоль, друзья.

Понижаю ноту я.
А скажи, на сколько?

На полтона только.

 

Диез

Ну, а это что за знак?

Чем усердно занят так?
Я диез, Бемоля брат.

Сообщить вам очень рад
Про свою работу –

повышаю ноту.
А скажи, насколько?

На полтона только.
 

Динамические оттенки 

Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень ТИХО всегда он ходил.
ГРОМКО, настойчиво кушать просил,
Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами с мышами он бой.
ГРОМКО крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши ТИХО взмолились:
Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время,
Когда наш кот Василий спал, происходило вот что.
Мыши ТИХО вышли из норки,
ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,
А потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся,
ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера ГРОМКО над ним потешались.
(Е. Королёва)
 

Ритм 

Слушай, слушай, различай

звук короткий и протяжный,
Чувство ритма развивай,

это очень, очень важно!

Всё вокруг для нас привычно,

каждый звук для нас не нов.
Но послушай, как ритмично

ходит маятник часов:
Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!
 

Вот суворовцы шагают

по широкой мостовой,
Маршировке помогает

барабанный чёткий бой.

Ждёт их доблесть, ждёт их слава

и глядит на них Москва,
Левой…Правой…Левой…Правой…

Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два!
(Н. Кончаловская)

Регистр 


У рояля много клавиш!

Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,

будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,

будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз

тот же голос, что у нас.
(Н. Кончаловская)

Скрипичный ключ 


Нотный стан тут на замке.

Ключ – у ноты «соль» в руке.
От замков ключи различны,

у неё же – «Ключ скрипичный».
Это ключ - совсем особый –

открывает нотный стан,
Приглашает всех садиться

аккуратно по местам.

Скрипичный ключ 


Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,
И на каждой линии написаны значки.
А в начале строчки – знак необычный.
В музыке все знают – это ключ скрипичный.
Командир, скрипичный ключ, всеми управляет,
Потому и ноты ключ этот уважают.

Скрипичный ключ 


Только скажет нотам он: «Быстро стройтесь в ряд!»
И бегут к нему все ноты и встают подряд.
Ключ скрипичный ноты строит по порядку тесно,
Тот, кто их потом споёт, тот получит песню.

Голос 


Голос – это самый тонкий
Музыкальный инструмент,
Самый сложный, самый звонкий,
Ярче самых ярких лент!

Он и хрупкий, словно волос,
Он и сильный, как тайфун,
Сам в себе имеет голос
Миллион незримых струн!

В нем так много разных клавиш,
Молоточков и колков,
Что себе и не представишь,
До скончания веков!

От природы у кого-то
Он волшебный, золотой,
Но тяжелая работа –
Ведать этой красотой.

(Г. Дядина )

 

Тенор 


Во вселенной есть Земля,
И поют там: «тру-ля-ля».
Чей-то тенор на планете
Распевает : «тру-ля-ля»
На Земле большой и древней
Есть обычная деревня.
Чей-то тенор в той деревне
Распевает : «тру-ля-ля»
А в деревне есть Андрейка,
У него есть канарейка.
И Андрейка с канарейкой
Распевают: «тру-ля-ля»

Баритон
 


Я видел, как плывет питон,
Как в булочной лежит батон.
Но я не видел «баритон»
И что такое «баритон»?
Увы! Его нельзя потрогать,
увидеть, выменять и сцапать,
И даже самый острый коготь
Его не может поцарапать.
Зато его услышать можно,
Услышать баритон не сложно.
Спроси у папы про работу,
А если хочешь – про охоту,
А можно даже про погоду,
И слушай, как ответит он,
Ведь папин голос – баритон.

Бас
 


Пароход гудит, дымит,
Океан штормит, шумит,
Получается дуэт
Заявляю, как поэт.
Если скажет капитан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.
Если скажет океан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.

Сопрано
 


Я лежал и видел сон,
Вдруг куда-то делся он.
Я проснулся в пять часов
Из-за диких голосов.
Да-а-а,
У кошек слишком рано
Прорезается сопрано.

 

ВЕРНУТЬСЯ НА СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ОБУЧАЮЩИЕ СТИХИ

 

ОБУЧАЮЩИЕ ВИКТОРИНЫ

 

ПОЛЕЗНАЯ ИГРОТЕКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования

 

Внимание!!! 

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна

Использование материалов сайта в книжных изданиях только с разрешения автора сайта.

 

E-mail: iduvaid@yandex.ru

© 2006-2015 Методическая копилка от Агеевой И.Д.